Докучаева Дарья

Запоздалый подарок

12+

 

Прозвенел звонок с урока. Мальчишки что-то громко начали обсуждать, выходя в коридор, а девчонки тихо шептались и хихика­ли, украдкой посматривая на одноклассников.

Лисёнок не обращал внимания на то, что началась перемена. Он аккуратно продолжал вырезать ножницами из зелёного картона крылья для самолёта. Учительница на уроке труда объявила ребя­там, что они могут сделать всё что захотят.

Лисёнку вдруг вспомнились рассказы прадедушки, который во время войны служил в авиации. Он очень много рассказывал правнуку про свои вылеты в голубое, но полное опасности небо.

Лисёнок всегда слушал прадедушку внимательно, затаив ды­хание. Он представлял себе тёмно-зелёный в небе самолёт и вздра­гивал, когда прадедушка вдруг вскрикивал: «Бах!» - и хлопал себя ладонью по колену. Лисёнок тут же представлял, как самолёт взры­вается и разлетается на маленькие кусочки. Но совсем неожиданно прадедушка произносил:

- Но они промахнулись!

И Лисенок, облегчённо вздыхая, продолжал слушать прадедуш­ку, рассматривая его горящими тёмными глазами. Порой мальчик замечал, что прадедушка начинает рассказывать про одно, вдруг смолкает, отводит взгляд в сторону, думает и продолжает говорить, но совсем о другом.

Тогда Лисёнок думал, что у прадедушки от старости ухудшилась память, но только потом понял, что это не так.

Мишка Соколов, крупный, высокий русоволосый мальчишка, обрадовавшись перемене, сидя за партой, скомкал тетрадный листок и, ухмыляясь, кинул его в одноклассника, который сидел впереди него и что-то вырезал ножницами.

Лисёнок не обернулся, он только едва заметно вздохнул и про­должал заниматься своим делом, но через долю секунды в его спину снова прилетел скомканный листок. Лисёнок обернулся и, недоволь­но посмотрев на одноклассника, нервно сглотнул. Ему очень сильно хотелось крикнуть на Мишку и закидать его бумажными шариками, но этого он делать не стал, потому что хорошо знал, что однокласс­ник разозлится. А получать по лбу Лисёнку не хотелось.

Мишка удивился, немного подумал, встал, поправил воротник светлой рубашки и с приподнятой головой зашагал вдоль парт. Ког­да одноклассник сел рядом, Лисёнок невольно вздрогнул и, осторож­но повернув голову в его сторону, посмотрел на высокого Мишку, который уже второй год учится во втором классе.

Так как Мишка в классе самый старший, то и считает он себя са­мым главным среди ребят. Лисёнок всегда его сторонился. Однажды ему даже пришлось идти домой самым длинным путём, потому что Мишка стоял на той тропинке, по которой обычно Лисёнок ходил домой.

  • Я не понимаю, - сказал Мишка. - Зачем ты делаешь поделку? Можно же попросить родителей, они быстро за тебя её сделают.
  • Родители очень заняты, - ответил Лисёнок, осторожно поло­жив ножницы и картон на деревянную парту.- Я своими руками хочу сделать прадедушке подарок, чтобы он забрал с собой мою по­делку.
  • Прадедушке? - рассмеялся Мишка и почесал затылок.

Лисёнок ничего не ответил и даже не улыбнулся. Он взял в руки

ножницы и продолжил сосредоточенно вырезать из картона части для своего будущего самолёта. В груди вдруг неприятно кольнуло.

  • А что тут смешного? - осмелев, нахмурившись, спросил Ли­сёнок.
  • Чхать он на твой самолёт будет! Зачем он ему нужен? - про­должал смеяться Мишка. - Зря время тратишь, старики - они такие!

Мальчику было очень обидно слышать, что его прадедушка ста­рый. «Для меня он всегда молодой», - думал Лисёнок, сжимая от зло­сти ручку ножниц. Вдруг Мишка поднёс руку к голове, затем ука­зательным пальцем правой руки покрутил у виска и, приподнимая брови, серьёзно спросил:

  • Или он у тебя ку-ку?
  • Почему это ку-ку? Сам ты ку-ку! - прикрикнул Лисёнок и от обиды ударил кулаком по парте.
  • Поговори мне ещё! - недовольно отозвался Мишка, встал и хорошенько хлопнул одноклассника по спине.

Лисёнок вздрогнул, прикусил нижнюю губу и обиженно замор­гал глазами. Мишка отошёл от парты, недовольно взглянул на одно­классника и вышел в коридор.

Лисёнок нервно бросил ножницы и картон на стол, поставил локоть на парту, подпёр голову рукой и посмотрел в окно, которое было немного приоткрыто.

За ним на улице стояли берёзы и весело танцевали, подрагивая своими маленькими зелёными листочками. Тяжёлые тёмные тучи плавно, точно корабли в море, плыли по небу.

Начался дождь. Туча горько заплакала, умывая землю.

В классе было тихо. Слышно только, как тревожно шелестят бе­рёзы, как прозрачные капли дождя стучат о карниз.

Лисёнок переживал за прадедушку. «Наверное, ему там скучно одному», - думал мальчик, но тут же успокаивал себя мыслью, что совсем скоро праздник, и он с родителями обязательно навестит прадедушку и подарит ему свежие цветы.

Прозвенел звонок на урок. В класс забежали весёлые мальчиш­ки, махая руками. Лисёнок неохотно поднялся со стула, выпрямился и улыбнулся, чтобы никто не заметил, что он грустит.

  • Елисей, ты почему не приготовился к следующему уроку? По­чему у тебя на парте лежат ножницы и картон?

Лисёнок виновато опустил голову, немного постоял, нагнулся, взял портфель и стал аккуратно складывать в него заготовки для бу­дущего самолёта.

  • Нельзя ли это делать побыстрей? - начала нервничать учи­тельница. - Если что, у нас уже две минуты как урок идёт.
  • Я не могу быстрей, - признался Лисёнок, виновато взглянув на учительницу.
  • Значит, из-за тебя я задержу весь класс на перемене, - заклю­чила учительница, поправляя на носу очки.

В кабинете загалдели, а кто-то из ребят, ложась грудью на парту, сумел рукой толкнуть Лисёнка в бок. Но, несмотря на это, мальчик продолжал аккуратно всё складывать в портфель, не обращая вни­мания на одноклассников, которые прожигали его недовольными взглядами и пыхтели, словно паровозы. За сорок пять минут ребята не успели решить тех примеров, которые были приготовлены к уро­ку, поэтому домашнего задания учительница задала много и попро­сила поблагодарить за это Елисея, что они и сделали. После урока Лисёнок не спешил идти домой. Он медленно сложил книжки и пенал в портфель, застегнул его и направился в туалет. Там он намочил руки прохладной водой и провёл ладоня­ми по носкам ботинок, на которые осела пыль, когда Лисёнок шёл в школу. После этого мальчик сполоснул руки и так же медленно за­шагал вниз.

Прозвенел звонок. У старшеклассников начался пятый урок.

- Раз, два, три, - считал ступеньки Лисёнок, спускаясь по лест­нице.

Одной рукой мальчик держался за железный поручень, другой крепко сжимал кожаную ручку портфеля. Лисёнок представил себя тёмно-зелёным самолётом. Вдруг он зарычал и помчался по ступень­кам вниз, расставляя руки в стороны.

Лисёнок спустился на второй этаж и стал кружить по нему, ловя длинные последождевые тёплые лучики солнца, которые пробива­лись через окна.

Ему было так легко, и всё казалось, что он парит в небе, сре­ди пушистых, белых, как первый снег, облаков. Мальчик вылетел на крыльцо и стал прыгать по ступенькам, цокая каблуками. Оста­новившись, он огляделся и вздрогнул, увидев за железным зелёным забором Мишку и ещё троих ребят из своего класса, которые о чём- то разговаривали и сжимали кулаки.

Лисёнок завертел головой в разные стороны, не зная, куда де­ваться. Постояв немного, он побежал за школу, на спортивную пло­щадку. К счастью, ребята его не заметили. Пробежав через футболь­ное поле, Лисенок подошёл к забору и, найдя в нём большую дырку, пролез через неё и побежал домой.

Лисёнок не боялся своих одноклассников и их кулаков, он боял­ся, что они отнимут у него портфель, вытащат картонные заготовки, порвут их и выкинут. А картона больше нет. Папа купил его почти на последние деньги.

Три утра подряд Лисёнок делал самолёт. Он старался рано встать, чтобы подмести в квартире, помыть посуду, продолжить де­лать прадедушке подарок, а потом идти в школу.

Наступил долгожданный День Победы! Самолёт давно был го­тов. Он ждал своей участи, смирно прижавшись правым крылом к стопке книг о войне, которые Лисёнок недавно принёс из школь­ной библиотеки.

День выдался ненастный, но Лисёнок с родителями всё равно поехали навещать прадедушку. Ехали долго. Всю дорогу мальчик прижимался к окну и немного дрожал, представляя, как встретится с прадедушкой.

Когда машина остановилась, Лисёнок вышел на улицу и сказал:

  • Я побегу к нему. Можно?
  • Беги, - горько улыбнулся папа и дал ему букет белых гвоздик.

Не чувствуя под собой ног, Лисёнок побежал вперёд. Он споты­кался, падал, с трудом поднимался, но всё равно без оглядки бежал вперёд.

Лисёнок остановился у чёрного гранитного памятника и замер. На него смотрел улыбающийся, всегда добрый прадедушка. У мальчи­ка потемнело лицо, внезапно опустились только что блестевшие глаза.

Лисёнок зажмурился и, словно во сне, увидел, как крепко праде­душка прижимает его к груди, как нежно целует. Стоило прадедушке улыбнуться, как шестилетний мальчик начинал смеяться и трогать маленькими пальчиками прадедушкины лучистые морщинки.

Лисёнок подошёл поближе к памятнику, положил рядышком с ним гвоздики и тёмно-зелёный самолёт, поднялся и, выпрямив­шись, сказал:

  • С праздником!

Его горло как будто окутала колючая медная проволока. Маль­чик медленно опустил голову, посмотрел себе под ноги, чувствуя, что он виноват перед прадедушкой. Больше всего Лисёнок жалел о том, что так мало был знаком с этим человеком и что не сказал ему самого главного!

  • Молодец, что не забыл! - послышался знакомый хриплый голос.

Лисёнок поднял голову и приоткрыл рот, увидев перед собой бе­лую, словно в тумане, фигуру прадедушки в военной форме. Маль­чик от волнения облизнул губы, когда фигура положила свою боль­шую невесомую ладонь на его маленькое узкое плечико. Лисёнок чувствовал, как его пробирает зябкая дрожь.

Мальчик не поверил своим глазам. Прадедушка был как насто­ящий! Лицо, глаза, лучистые морщинки! Лисёнок протянул ладонь вперёд и дотронулся до руки прадедушки. Ему показалось, что она тёплая. Мальчик обнял фигуру и едва слышно пролепетал:

  • Спасибо тебе за всё, прадедушка! Спасибо за победу!

Как давно он хотел это сказать! Ведь когда прадедушка был жив, Лисёнок так и не поблагодарил его за победу, потому что всё время

забывал, жадно слушая рассказы прадедушки о войне.

Лисёнок узнал о том, что прадедушки не стало совсем недавно. Родители всё от него скрывали и говорили, что прадедушка уехал отдыхать в санаторий. Лисёнок верил родителям и с нетерпением ждал, когда вернётся его весёлый прадедушка, который лишь иногда грустил, рассказывая о войне.

И когда ему сказали, что прадедушка умер, в груди закололо, к горлу подступил сдавливающий комок, а по щекам покатились ру­чейки слёз.

  • Я скучал, слышишь? - подняв голову, спрашивал Лисёнок и теребил фигуру за рукав. - Ты возьмёшь мой самолётик с собой, возьмёшь?

Мальчик заглянул в добрые, таившие какую-то тоскливую и усталую печаль глаза прадедушки, и понял, что ответа не будет.

Фигура растворилась, будто её и вовсе не было. Поджав губы, мальчик взглянул на прадедушкин портрет на гранитном памятнике и, тяжело вздохнув, опустил голову.

Вдруг он услышал какой-то стук. Нахмурившись, Лисёнок стал оглядываться по сторонам и увидел за дедушкиным памятником много белых фигур: это были неизвестные ему солдаты, среди кото­рых был и его прадедушка.

У кого-то из солдат были перебинтованы шея, лоб, у кого-то рука или голова. Но все они улыбались и махали Лисёнку руками, да­вая понять, что они, павшие смертью храбрых солдаты, всегда живы и они всегда рядом.

Мальчик улыбнулся и тоже помахал солдатам рукой. Он почув­ствовал, что прадедушка наблюдает за ним с неба.

Поднялся ветер, начал накрапывать дождик. Фигуры солдат на­чали тускнеть и вскоре исчезли.

  • Кому это ты машешь? - спросили подошедшие родители.
  • Солдатам, - обернувшись, ответил мальчик.

Разыгравшийся ветер своими могучими руками подхватил лёг­кий картонный самолётик и подбросил вверх. Лисёнок обрадовался и громко хлопнул в ладоши.

  • Он забрал его с собой, мама, папа! Он забрал его с собой! - кричал от радости Лисёнок.
  • Кто забрал? - спросили родители.
  • Прадедушка! - ответил мальчик и широко улыбнулся, прило­жив правую ладонь к груди.

Опубликовано в 2015 году


Форма художественной речи: проза

Тематика произведения: война, ветераны, память