Блудова Ксения

В тылу далёком и близком...

6+

 

...Далёкий 1860 год... В семье состоятельного человека ста­рообрядца Ивана Гордеевича Гурьева родилась дочь Анна. Иван Гордеевич был крепким хозяйственником, имел много рабочих. Жил по христианскому закону - рабочих не обижал, платил ис­правно.

Простые люди говорили: «Хорошо тем, кто у Гурьева работа­ет, он хозяин справедливый. Тем, у кого трудности, - помогает».

Семья у Ивана Гордеевича была большой да крепкой.

Однажды пришёл в дом к Ивану старец и сказал: «Если хо­чешь, чтобы род твой продолжился, выдай одну из дочерей за­муж за простого человека. Потому как придёт такое время, что не будешь ты хозяином в своём доме и имуществу своему не бу­дешь хозяином. Придут люди в твой дом и выгонят тебя из дома твоего, и семью твою погубят...»

Удивительно было слушать такие слова от старца, но Иван Гордеевич Гурьев был человеком исконно верующим и сделал всё по его совету. Подросли дочери, и стал совет в семье, кому замуж идти за простого человека? Нелегко девушкам из состоятельной се­мьи, образованным, согласиться на брак с одним из рабочих отца. Только смиренная Анна сказала: « Отец, я выполню волю твою...»

Заранее приглядел Иван Гордеевич молодого крепкого куз­неца. С виду смирный человек, неспесивый, старательный, зна­ющий толк в кузнечном деле. Откуда было знать хозяину о том, что кузнецу, кстати тоже Ивану, по сердцу простая крестьянская девушка Дашечка?

Спрашивал хозяин кузнеца, женишься ли на моей дочери, не против ли воли жить с нею будешь? Разве мог кузнец Иван против хозяйского слова идти? Слово хозяина - закон.

Обвенчали кузнеца Ивана с хозяйской дочерью Анной в ста­рообрядческой церкви. Раз хозяин Гурьев, то и рабочие его все Гурьевы. Поэтому Анна и после замужества сохранила девичью фамилию.

Стали жить кузнец Иван и дочь хозяина Анна отдельно, сво­ей семьёй.

Наступило смутное время, прошла Октябрьская революция. Со страниц истории мы теперь знаем, что даже царская семья была расстреляна большевиками-революционерами. И всякий состоятельный человек - это враг народа, эксплуататор. О какой милости к Гурьевым могла идти речь?

Подъехали к дому отца - Ивана Гордеевича Гурьева, поса­дили в грузовик всех домочадцев его и увезли... С тех пор Анна никогда не видела никого из своих родных... Замужество с про­стым человеком спасло ей жизнь...

Кузнец Иван Минаевич Гурьев собрал семью - жену, де­тей, и своим ходом они двинулись в казахстанские степи. С ним пошло ещё несколько обозов. Ходоками шли 40 дней, а откуда, из какой местности, уже никто не знает... Так в Тал­ды-Курганской области появилась русская деревня Калиновка. Иван и Анна воспитали 13 детей. Девять сыновей и четырех дочерей.

Наступил 1941 год, и все 9 сыновей ушли на фронт, а также и другие мужчины из деревни Калиновки. Кузнец Иван Мина­евич Гурьев восьмидесятилетним стариком остался в деревне один из мужчин...

Из воспоминаний маминой бабушки Гурьевой Агафии Ива­новны: «...Работали от темна до темна. Даже на тракторах рабо­тали женщины, а дети им помогали. Многие работы выполняли на быках. Работали до тех пор, пока быки не устанут. А если уж и быки с ног валились, тогда и нам отдохнуть можно было... Все работали для фронта, все работали ради Победы.

Потом в Калиновку привезли чеченских женщин и детей.

Языка русского они не знали. Голодные, в ветхих одеждах. Чтоб не пропасть с голоду, ходили и собирали колоски в полях. Жалели их калиновские женщины, делились последним... Осо­бенно Агафии жалко было одну старую женщину-чеченку. Пожи­лая женщина лет восьмидесяти, а может, и того больше, вместе со всеми ходила собирать оставшиеся колоски на полях. Агафия втайне помогала ей при любой возможности. Почему втайне? Потому что по христианскому обычаю помогать напоказ - это «и перед Богом грех, и перед людьми стыд».

Однажды трактора вышли из строя, а отремонтировать тех­нику не было запчастей, не было железа.

В доме у Ивана Минаевича и Анны было большое медное распятие высотой от пола и до потолка. Иван Минаевич взял это распятие, унёс в кузницу и переплавил на запчасти для трак­тора. Урожай был спасён. Трактора вышли на поля работать, и на фронт во время был отправлен хлеб.

Восьмидесятилетний старик сделал всё, что было в его си­лах, потому как на фронте воевали девять его сыновей. Жена его Анна, глубоко верующая женщина, с большим надрывом пере­жила то, что Иван «Живаго Христа в кузню унёс!»

Заболела Анна, слегла. Жалко Ивану жену, говорил ей: «Ду­маешь, я в кузне не плакал? Думаешь, я не каялся перед Христом? Думаешь, у меня руки на Христа подымались?

...Господь не говорил, что медный крест - его тело... Господь сказал: «Хлеб - тело мое!» А наш хлеб на полях бабы без тракто­ров убрать не успеют! Господь на полях погибнет. Не грех ли? Как наши сыны без Хлеба-Христа на фронте фашиста бить будут?!»

За спасённый урожай Иван Минаевич был награждён орде­ном. И даже возили его в Москву, в мавзолей В. И. Ленина. Со­ветские власти в несколько ином свете видели поступок кузнеца Ивана.

А трактора с запчастями из медного распятия ещё долго и исправно работали.

Калиновские женщины поговаривали между собой: «Сам Го­сподь помогаить».

Спустя многие годы понимаешь, что медное распятие для Анны было не только символом веры. Это память от отца, мате­ри, всех братьев и сестёр, племянников, которых в послереволю­ционные годы увезли на грузовике...

...Закончилась война, и с фронта домой вернулся толь­ко один из сыновей - Агафон. На семерых пришли похоронки. На алтарь Победы были положены жизни семерых сыновей, а на сына Ивана даже похоронки не было, пришла бумага, что пропал без вести. Мне думается, что на плечах женщины-матери вся Россия держится. Именно она рожает и воспитывает детей, именно за неё идут в бой мужчины. Женщина-сестричка спаса­ет из-под обстрела раненого воина. Кому опаснее там, на пере­довой? Воину, который натренирован в бою? Или молоденькой «сестричке», которая под пулями и снарядами спасает раненых? Именно женщина выращивает в тылу хлеб для фронта, именно женщина-мать до последнего будет верно ждать, любить и на­деяться. Женщина-Мать является надёжным тылом, надёжным оплотом Государства Российского.

Иван Минаевич и Анна Ивановна прожили по сто два года. Умерли в 1962 году. Анна Ивановна умерла весной, а Иван Мина­евич - осенью. До последнего вздоха они оба ждали и надеялись, что сын, пропавший без вести, всё-таки вернётся домой...

 

Опубликовано в 2015 году


Форма художественной речи: поэзия

Тематика произведения: война, труд, женщины