Ханмагомедов Аллан

Школа, в которой я буду директором

12+

А с чего бы это мне быть школьным директором? Я, может, и учиться-то в этой закомплексованной школе устал - глаза бы мои её не видели, так ещё и связаться с ней на всю жизнь?!

Хотя кто знает? Вон и бабушка не хотела быть учителем, а 35 лет им отмыкалась, причем половину из них - директором, мама 10 лет “засевает” малышей разумным и добрым, даже сестра - и та в педучилище подалась. И поскольку два могучих вуза родимого города штампуют либо “технарей”, либо “гуманитариев”, а я - невзирая на оценки – льщусь попасть в один из них, то пора на всякий случай примерить на себя директорское кресло. Ладненько. Итак, я - директор.

Только, чур, не старый ещё, а совсем молодой. А то неинтересно. Вызвали к Самому (уж пока не знаю, к кому), вручили приказ, руку пожали и в школу отправили. В школе, конечно, без меня раздрай и безобразие: того нет, сего нет, учителя и те разбежались. А я ещё даже не при галстуке, и даже костюма административного на мне нет - так, в джинсах, по старым любимым учителям и толковым однокашникам пробежался, к себе на работу зазвал, и те - на удивление - согласились и даже обрадовались.

И вот я весь такой окрылённый в школе.

С чего начнём? А школа, как и театр, начинается с вешалки! Если это громадная, опутанная железом, уставленная чугунными стойками с крючочками коробка в вестибюле, то мне нехорошо. Детям ещё хуже. Потому что это пыль, крик и столпотворение, увечья, воровство и прочее нервовредительство. Сумею ли я со временем вдохновить бухгалтерию и родителей на установку милых моему сердцу индивидуальных шкафчиков, как в “ихних” колледжах, я пока не знаю. Но перво-наперво: в коробке - окошечки, на чугунки - номерки, у окошечек - либо тётеньки-технички-гардеробщицы, либо сознательные старшеклассники-дежурные.

Да, с завхозом мне наверняка повезёт. Его я найду по конкурсу. Ну и сам подучусь. Какой же русский директор не знает цен на стройматериалы? Тогда мне и ремонты не страшны, и туалеты. Ведь в школе главное что? Правильно, кабинеты для размышлений. Отдельные для каждого школьного сословия. С исправной канализацией и специально отведённой официально разрешенной стеночкой для “наскального” детского творчества, где найдется место и приколам, и афоризмам...

...Вы, наверное, удивитесь: чего, мол, он с этого начал? Мол, тут о Школе речь, о храме науки, а он о малоэстетичных проблемах... Но я и сам вместе с орущей толпой вламывался в железную клетку раздевалки или скитался вокруг неё, запертой, когда есть “окно” в два урока, есть куда пойти, а дежурных не доищешься. А курильщики, набивающиеся в “кабинеты отдохновения” на всю перемену и треть урока в придачу? Младшеклассники и заходить боятся, а какой смельчачок и рискнёт, так гонят в шею со всеми плачевными для него последствиями. Сам видел...

...И со столовой ещё не определился: школьный вариант “Макдональдса” или пирожки-булочки-блин-чики-пончики с какао и чаем-с-молоком?

Зато дисциплина должна быть примерно как в “Артеке”. Удобная, деловая, единая - чтоб без обид - форма. Линейка, зарядка, уборка классов и территории, конкурсы разные. Это очень подтягивает. Сперва брыкаешься и упираешься, а потом без этого вроде и жить скучно. Что интересно девчонкам, я попытаюсь со временем разузнать. А вот для мальчишек обязательно будут всякие-превсякие секции и тир, и тренажёры, и было бы здорово, чтобы были настоящие мастерские и гараж с машинами.

И ещё мне Никита рассказывал, что директор их школы Оршанский строит своим учителям жильё прямо рядом со школой. Это же замечательно. А то придут ученики на урок и стоят, как дураки, перед закрытым кабинетом, топчутся, всякое скверное про учителя думают... А тот бедный учитель, проклиная и автобус, и автобусную маму, едва пыхтя и отдуваясь, прискакивает к дверям за 10 минут до звонка с урока - ну куда это годится?! Я тоже буду обязательно об учителях заботиться. Какая же школа без учителей? Даже без вредных? Только преподавателей институтских, пожалуй, на работу брать погожу. Особенно тех, кто славится только требованиями к отвечающим. Привыкли там у себя, в институтах, терзать уже обученных и думают, что и школьник сам все прочтет, сам во всем разберется и распрекрасно ответит.,. Но ученика сперва научить надо! Хотя, наверное, иногда попадаются и Хорошие Преподаватели.

И хорошо бы учиться только в одну смену. Предметы - основные, обязательные, уроков по 6, а дальше - только факультативы по интересам (то, что сейчас называют “профилями” и делают обязательным). Если уж работать в две смены, то споров об учебной неделе не будет. Я за пятидневку, но и в субботу школа должна быть открыта.

Пусть это будет день для дополнительных занятий, для встреч с родителями, для разных мероприятий. Ведь многие родители только в субботу и могут прийти в школу решить “больные” вопросы. Пусть не все учителя будут в этот день на работе, им тоже отдыхать надо, но по очереди, по графику. И спортивный, и актовый залы, и мастерские, даже столовая могут быть открыты. Чем семьи понесут деньги за кружки и секции, за всякие развлечения в этот выходной день кому-то “налево”, пусть лучше оставят их в школе!..

...В простых классах появятся и видеомагнитофоны, и компьютеры, и микроскопы на каждую парту. И учителя будут питаться в столовых вместе с учениками, а не просто смотреть на них, грустно ощупывая пустые кошельки...

Я очень хочу, чтобы в моей школе ни за что не ставили в журнал оценки за поведение. И так даже обычные оценки и ответы зависят от учительского настроения. Нельзя ставить “колы” и “двойки” за забытую дома тетрадь или не законченный к сроку конспект. Ученик тоже человек, и всякое у него может случиться, но не всякий сможет рассыпаться в оправданиях... Особенно меня возмущает зловредная выдумка министра образования: “Выше экзаменационной оценки в аттестат не выставлять!” А если ученик с перепугу чегой-то там подзабыл или просто “затмение нашло” - с кем не бывает? Или, наоборот, он в ударные сроки постиг все школьные премудрости и ослепил неожиданными знаниями именно на экзамене? В любом случае оценку в аттестат надо выставлять лучшую! Ту, что выше. Вот, мол, на тебе, обормот, в дорогу, на жизнь от родной школы! Иди, мол, не подводи, оправдывай наше высокое доверие. В приёмной-то комиссии и так человеку “крылышки подрежут”, зачем же это заранее должна делать школа? Ей окрылять положено.

И народу в классах у меня будет поменьше. Лучше учителя слышно. И спросить у него можно побольше, лучше разобраться в непонятном. А то постоянно: “Что ли каждому ещё объяснять? Вон вас сколько!..”

Обязательно надо разрешить пересдавать на лучшую оценку! Осознал, к примеру, Васька Кирпичухин, что “2” за первую четверть препятствует его, Васькиному, самоутверждению в высоком звании “хорошиста”, и жаждет все темы за тую четверть пересдать, так пусть себе сдаёт! И – объективности ради - другому учителю. И плату за допуск к пересдаче можно загодя обсудить на родительском собрании.

Крутых проектов я, конечно, сейчас с ходу придумать не могу. Может, они и не нужны вовсе. Меня пока, в общем-то, и мой нормальный класс устраивает. Правда, свободное посещение у нас только формально. Всё равно все ходят, как привязанные, а за пропуски по головке не гладят. В моей будущей школе любой самый слабый ученик может рассчитывать на помощь и удовлетворительную оценку за старание, а любой сильный ученик может быть уверен, что никто не занизит его оценки за то, что он не подхалим или не может платить за обучение.

А отрабатывать на благоустройстве школы надо всем одновременно (разве что выделить желающих на полив насаждений в течение лета).

Представляете тысячную толпу в школе после обязательного ремонта? И отчистят, и отмоют, и расставят по местам. И мусор выгребут, и - как у Петросяна - “вскопают, засеют и сверху асфальтом зальют”... Иначе каждая бригада в течение лета норовит “сачкануть”, оставить самое трудное следующим бригадам.

Должность директора школы, как я всё отчётливее себе представляю, довольно хлопотная. Чем больше я пишу, тем тяжелее на моих воображаемых директорских плечах груз ответственности... То городской смотр по ПДД в моей школе, то школьный театр фанеру и краску на декорации требует, то мои любимые учителя ропщут, что плохо меня уму-разуму учили, раз я больше права учеников качаю, а те в школу только для того и ходят, чтобы учиться, учиться и ещё раз учиться... То педсовет на носу, то тараканов в столовой изничтожить надо, то “мину” опять подложили по телефону перед контрольными, то слёт победителей олимпиад провести надо, то трубу прорвало, то опять Кирпичухин под рогатой рожей на дозволенной для того стеночке скверное слово написал и забеливать его, как положено по окончании уроков, отказывается, хотя уговор был бранных слов не писать... И что за школа такая попалась многотрудная? А тут ещё родительская очередь из желающих записаться именно в мою школу выстроилась... А с чего бы это мне быть школьным директором?

Опубликовано в 1999 году


Форма художественной речи: проза

Тематика произведения: школа