Дети – бойцы трудового фронта |
12+ |
Война – это страшное слово. Она ворвалась в мирную жизнь тёплым воскресным утром 22 июня 1941 года. Прокопчане отдыхали в Зенковском парке, когда Всесоюзное радио передало правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Тревожным набатом звучали слова: «Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, патриотизма, чтобы обеспечить победу и все нужды Красной армии».
Уже на следующий день по приказу директора школы Сергея Ивановича Бурцева собрали мальчиков в школу. Пришли все быстро и чётко, по-солдатски, с вещмешками, каждый – с ложкой, кружкой. Совершили марш-бросок в одно из сёл района. Помогали селянам убирать урожай.
Учителя средней школы № 1 в местной газете «Ударник Кузбасса» опубликовали коллективную статью: «Наши отцы, сыновья, братья уходят на фронт защищать Родину. Мы, женщины-педагоги, остаёмся на своих местах и чувствуем горячее желание слиться в единой борьбе против озверелых фашистов, считаем себя мобилизованными в тылу. Мы отдаём себя в распоряжение горкома партии для использования наших сил и знаний на оборону великой Родины. Призываем всех учителей Прокопьевска отдать свои силы на оборону страны».
Прошло три дня, проводили на фронт первых своих учителей: Сергея Ивановича Бурцева, Ивана Илларионовича Колесникова, Павла Степановича Денисова. Сергей Иванович сказал: «Мы победим! И снова встретимся все вместе. До встречи!», ребята помладше слушали молча, девочки и женщины-педагоги плакали.
Шло время, подошёл ноябрь, изменилась школа: затемнённые окна, пустые коридоры, холодно. На стенах торцовых классов – лёд толщиной в два пальца – отопительная система вышла из строя, да и экономили дрова. Электричество экономили тоже. Темно. Нет бумаги, учебников, тетрадей, писали на старых газетах. Чернила делали сами из сажи. Как назло, первая военная зима пришла рано, её запомнили все. От мороза вымерзли многие деревья около школы, они были срублены на дрова, которые быстро сожгли. Топить здание стало нечем. В классах сидели в верхней одежде, чернила замерзали. Но жила школа, в красные дни календаря, на Новый год звучал в школьном зале духовой оркестр. Им руководил Михаил Владимирович Рязанов, бывший военный капельмейстер.
Война коснулась всех от мала до велика. Отцы и старшие братья ушли на фронт, матерей призвали для работы на шахтах и эвакуированных заводах, а школьники не сложили рук, не жаловались на условия. Каждый считал своим долгом чем-нибудь помочь своей Родине. Взяли шефство над общежитием горняков шахты № 3-3-бис. Мыли окна, двери и полы, чистили одеяла. Выступали с концертами в общежитии горняков и госпиталях, собирали из своих средств на гостинцы в госпиталь и на фронт. Дежурили в госпитале у раненых бойцов.
А в январе-феврале разыгрались сильные метели, подростки работали тяжёлыми лопатами под обильными снегопадами, порывами ветра, очищая отрезок трамвайного пути от улицы Комсомольской до стадиона «Шахтёр». С работы приходили поздно, иногда – в час ночи, а с утра опять отправлялись в школу. К работам никто не принуждал, все понимали важность и необходимость выполняемой работы. Уважительными причинами, по которым считалось возможным не участвовать в общественно полезном труде, было получение похоронки с фронта или отправка на фронт члена семьи. Учащиеся коллективно шили одежду, тёплые вещи, кисеты для солдат: вечером собирались в школе, а утром уже несли посылки на почту. Ученица пятого класса Аня Соколенко положила в кисет записку с приветом бойцу и свой адрес. Через месяц, на радость девочке и всему классу, получила ответ. В письме солдат написал, что за выполнение боевого задания получил поощрение – этот кисет. Очень обрадовался, когда обнаружил записку. Впереди его ждало новое сражение, после боя обещал написать снова! Но письма не последовало.
В классах создавались тимуровские команды. Учащиеся взяли шефство над эвакогоспиталем № 1250: выступали перед бойцами с номерами самодеятельности, читали им книги, писали письма, дарили подарки, помогали семьям фронтовиков: заготавливали для них дрова и уголь, копали огороды. Убирали урожай, ухаживали за детьми. Все с особым вниманием следили за событиями на фронте, проводили уроки политинформации.
С наступлением января 1942 года школьникам стали выдавать дополнительное питание: маленький кусок чёрного хлеба и ложку сахара. Они, как правило, свой школьный «обед» приберегали для своих младших братьев и сестёр. Весной 1942 года школьный стадион был превращён в огород. На нём учителя выращивали овощи для своих семей, а ученики – для столовой, госпиталя, отправки на фронт. Весной ребята копали огород, летом – пололи и поливали. Кроме картофеля, капусты, моркови, свеклы, сажали просо и гречиху. Осенью весь урожай надо было не только собрать, но и перевезти на хранение, переработать.
Летом-осенью школьники принимали активное участие в уборке урожая. Норма – прополоть семь соток картофеля за день на каждого ученика. Работали каждый день от зари и до вечера в колхозе, жили в местной школе. За трудовые дни выдали 16 килограммов нелущённой гречки – это был первый заработок у многих ребят. Старшеклассники работали на полях городского подсобного хозяйства, на очистке подъездных шахтовых путей, разгружали вагоны с лесом, дежурили в госпиталях. Помогали строительству цехов эвакуированного завода.
Пионерская организация школы стала называться пионерской дружиной. Был создан штаб, введены знаки различия, проводились соревнования по тимуровской работе и помощи фронту, смотры строевой подготовки, военные игры. Перед учащимися выступали воины, попавшие в тыл после ранения.
Летом 1942 года состоялся выпускной: отгремели трубы школьного оркестра, был зачитан приказ о заочном вручении аттестатов первым учащимся ушедшим на фронт: Ярославу Берднику, Александру Самаковскому и Михаилу Шелободько. Закончился первый военный самый тяжёлый учебный год. Учащиеся школы сообща помогали городу и стране, приближая Победу!
Опубликовано в 2020 году
Форма художественной речи: проза
Жанр творчества: рассказ
Тематика произведения: война