Он не станет для Родины грузом

Виталий Артемьевич Крёков – поэт, о чьем творчестве невозможно сказать в двух словах. И сколько их ни скажи, какие эпитеты ни примени – все будет мало. Потому что его стихи – светлые, чистые, высокие, глубокие, пронзительные, ясные, милые, умные, мудрые, гениальные. Здесь десять эпитетов. А можно было и продолжить. И были бы они не лишними в характеристике замечательных качеств крёковской поэзии. Но ограничимся и расскажем об одном эпизоде из биографии поэта.

В начале девяностых у Крёкова была большая – на целую полосу, публикация в легендарной газете Александра Проханова «День» (с 1993 года вместо нее издается газета «Завтра») с небольшим вступительным словом выдающегося русского литературоведа и историка Вадима Кожинова. «День» и «Завтра» – издания очень политизированные. Крёков – лирик в чистейшем виде, ничего общего ни с какой политикой не имеющий, к тому же на то время в Москве почти неизвестный. И, несмотря на это, политизированный «День», издававшийся гигантским тиражом, публикует целую полосу стихотворений живущего в провинции малоизвестного поэта.

Понятно, что публикация могла произойти благодаря огромному авторитету Кожинова, но Проханов и сам писатель, обладающий безупречным вкусом. Публикация, одобренная двумя выдающимися деятелями отечественной литературы, дополнительное свидетельство того, что произведения нашего земляка заслуживают постоянного читательского внимания. Именно поэтому в альманахе «Университет Культуры», где я несколько лет работал главным редактором, в 2016 году, опубликованы почти весь свод стихотворений Виталия Крёкова и повесть «Артемий Чудов». А в номере «Университета Культуры» в 2015 году опубликована проза Виталия Крёкова («Артемий Чудов» не вошел в этот номер по техническим причинам).

Поэт, пишущий прозу, особое явление в литературе. И эта особость многократно усиливается, когда речь заходит о таком глубоком, самобытном, ни на кого не похожем, явлении  как Крёков. Сравнительно недавно, в сентябре 2016 года, он ушел из жизни, но успел порадоваться своей публикации в альманахе.

А радоваться было чему. Не только автору, но и читателям: Крёков предложил альманаху полные варианты своих произведений. И альманах их напечатал, став таким образом первым и, если не навсегда, то надолго, единственным из литературных изданий, представившим читателю полного и полноценного, не сокращённого, Крёкова

Выпуски альманаха «Университет Культуры» за 2015 и 2016 годы могут стать вожделенными для исследователей творчества Крёкова, ибо только в них и больше нигде – почти все его стихи и почти вся его нетронутая грубым редакторским пером проза. Она по-своему прекрасна и притягательна. Как его лучшие стихи:

 

Если станет с деньгами получше,

Не в Москву, не в Париж и Берлин,

Я уеду скорее в Урумчи.

Загляну к русской Нине в Инин.

 

Может, там отмеряют полозья

Санный путь за потаем потай.

Там в суровом полынном межзвёздье

В такт Вселенной вздыхает Китай.

 

Я не стану для Родины грузом.

Я не буду вымаливать мзду,

Но, как женщину, русскую музу

От разбойных людей увезу.

 

Будут плыть облака, будут ветры

Тополя серебристые сечь.

В лунных сумерках яшмовой флейтой

Будет слышаться русская речь.

 

Оглянусь я на дали и шири:

Не возьмешь Томь блескучую впрок,

Что течёт в притаёжной Сибири,

Где шахтёрский стоит городок.

 

Богатеи там есть, ну их в баню.

Там поэтов, что в поле травы.

Там построил мужик на «тайване»

Колокольню в четыре трубы.

 

Там разрезы, там шахты и штольни.

А горняк только славою сыт.

За копейки из преисподней

Выдаёт на-гора антрацит.

 

И всегда время подлое в силе.

Горький плач там и скрежет зубов.

Помню день: из домов выносили

В раз шестнадцать шахтёрских гробов.

 

Резанул мужиков взрыв кинжальный.

От железа осталась труха.

И на лицах погибших лежали,

Как на ликах святых, воздуха.

 

Что за мною: судьба ли, судьбина?

Только крест свой несу не один.

Ты жена – дочь шахтёрская, Нина.

Даст нам Бог, доберёмся в Инин.

 

Небеса сеют снежной порошей.

Вот Берёзовский город возник.

Ты со мною, кулёма-матрёша,

Ненаглядный мой снеговик.

 

На снимке: Виталий Крёков.


Иосиф Куралов