Езда в незнаемое («Говорит 21 век»)

Один из самых ярких гениев русской поэзии Владимир Маяковский, обладающий парадоксальным умением поговорить с представителем какой-нибудь совершенно земной профессии о предмете космической высоты и красоты, нередко и очень убедительно пользовался своим умением. Вот, например, давно ставший классикой «Разговор с фининспектором о поэзии». Стихотворение, как многие у Маяковского, не коротенькое, развёрнутое, с внушительной аргументацией авторской позиции. К тому же выстроено характерной для Маяковского лесенкой.

И всё же в этом большом количестве прочных ступенек, на мой взгляд, главными, являются вот эти (впрочем, ради экономии места, приведу их простыми строками):

 

………………………………………….

— Поэзия — вся! — езда в незнаемое.

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Но как испепеляюще слов этих жжение

Рядом с тлением слова-сырца.

Эти слова приводят в движение

Тысячи лет миллионов сердца.

 

Конкурс молодых литераторов Кузбасса «Говорит 21 век» и есть эта самая езда в незнаемое и добыча радия, где в грамм добыча, в годы труды. Особенно, если смотреть глазами жюри: авторами изведены и членами жюри прочитаны тысячи тонн словесной руды, а единое слово встречается не часто. Точнее говоря, не так часто, как хотелось бы.

И все же они – грамм добычи, единое слово – есть.

Например, в стихах недавно закончившего среднюю школу Альберта Вальгера из Белова. Он не просто пишет стихи. Он сформулировал своё отношение к поэзии: «В моем понимании поэзия – квинтэссенция науки и искусства. Для написания стихотворения необходимы, как и технические познания, то есть умение подобрать точно передающие мысль, эмоцию слова, понимание языка, оценка гибкости конструкций в предложении, осознание необходимости пунктуации; так и эстетическое видение текста и его структурных элементов, умение интерпретировать культурный подтекст, понимание отсылок к произведениям художественной культуры, эмоциональная выдержанность, чувство такта и уместности той или иной составной единицы предложения, текста с точки зрения вычурности или ее отсутствия.

Отношу себя к метамодернистам по литературному направлению, к псевдопоэтам – по факту. Чтобы достичь права называться поэтом - нужно много работать над собой как над личностью, как над автором, как над манипулятором слова».

Все это выглядит по-юношески бескомпромиссно, но право на существование имеет несомненное. Как имеют право быть и его стихи, не разбитые на строфы, а записанные как бы прозой, но совершенно очевидно являющиеся стихами, в которых ярко запечатлена пульсация жизни, бытия:

не знаю, в чем ты себя ограничивал – в любви или в одной ложке сахара в чай. не переживай, конечно, это не будет хронически, хотя, умоляю, не бросайся из крайности в край.

Поэзия достаточно полно и ярко представлена во всех возрастных группах конкурса. А их – три: от15 до 21 года включительно, от 22 до 28 лет включительно, от 29 до 35 лет включительно. Неплохо выглядят и прозаики с публицистами. А некоторые авторы предлагали свои тексты в двух, а иные и во всех трех – поэзии, прозе, публицистике – номинациях.

Назову несколько имен из разных возрастных групп и номинаций:

Константин Стафиевский, которого я знаю с его 12 лет, много лет он посещал мою студию «Свой голос». Закончил филологический факультет Кемеровского государственного университета. Сегодня ему немного за 30. Поэт. Автор нескольких книг.

Андрей Фомин – тоже выпускник филологического факультета КемГУ. Поэт. Участник и победитель различных литературных конкурсов, автор публикаций в сетевых изданиях.

Мария Берестова – школьница из Мысков, поэтесса, второй раз становится лауреатом конкурса «Говорит 21 век

Поэты, прозаики, публицисты: Алёна Кузнецова, Анжелика Кипа, Наталья Шулакова, Полина Леончик, Дарья Волобаева, Роман Кишочкин, Елена Прокопенко, Мария Приходько, Ирина Колбина , Мария Кузнецова, Анна Каутер, Альбина Куклина, Ольга Пинигина, Анастасия Перепелова, Анастасия, Осипова и другие авторы, живущие в разных городах и районах Кузбасса, стали призёрами конкурса.

Тут самое место сказать несколько дежурных фраз о том, что качество текстов некоторых авторов оставляет желать лучшего. Да это так. Но катастрофично ли сие обстоятельство для молодого, а тем более юного автора? Лично я никакой катастрофы здесь не вижу. Куда хуже, когда автор, приближающийся к восьмидесяти годам, не научился преодолевать сопротивление словесного материала, вязнет в топком болоте глагольных рифм, не может создать внятный поэтический образ и не обладает умением написать простенькую статью о собственном творчестве или о творчестве коллеги по цеху.

В связи с вечными упрёками в адрес юных и молодых припомню маленький фрагмент предисловия великого русского поэта Юрия Поликарповича Кузнецова к моей первой книге стихотворений «Пласт». Кузнецов, сказав несколькими словами, что «…автору кое-где не хватает мастерства…», тут же добавил: «Впрочем, это дело наживное».

С тех пор, на различных литературных совещаниях, семинарах, фестивалях, мастер-классах, конкурсах, когда вижу талантливо сделанный текст (неважно, стихи это или проза), имеющий явные следы авторского неумения преодолевать сопротивление материала, опираясь о слово Кузнецова, всегда говорю или имею в виду, что мастерство – дело наживное.

…Отец-основатель нашей писательской организации Евгений Сергеевич Буравлёв в своём могучем лирическом монологе «Земля», весьма напоминающем по стилю и ритмике интонации стихотворений Владимира Владимировича Маяковского, с которого началась эта статья, сказал:

 

Выходя на трибуну, предоставленную поэтам,

Я так и не решил: о чём быть поэме?

О физике, о какой-нибудь новой проблеме?

Или о лирике? Или о том и об этом?

 

Как эпическо-лирический герой Евгения Буравлёва – участники конкурса «Говорит 21 век», наши молодые авторы, поэты, прозаики, публицисты, похоже, тоже, пока еще не решили «о чем быть поэме». Впрочем, кому судьба зацепиться и остаться в литературе, тот несомненно решит этот вопрос. В ближайшем или отдалённом будущем. От этого решения зависит судьба писателя, его жизнь в литературе.

И очень важно, чтобы юные и молодые знали и не забывали это славное имя – Евгений Буравлёв. Я специально ввёл его в свой текст. Потому что с него началась писательская организация Кузбасса. Системная работа с молодыми тоже началась с него. И публикации молодых (которым сегодня лет по 70-80, а иных уж нет) в литературных изданиях тоже – с него. Все наши конкурсы, совещания молодых, мастер-классы, фестивали, семинары – всё это бесконечное продолжение буравлёвских совещаний и семинаров.

Это надо знать, помнить, чтить.

 

Иосиф Куралов